Культура

От монастырских владений к Омутнинскому району

Март 12, 2019
От монастырских владений к Омутнинскому району
Наверх

К 90-летию Омутнинского района

От монастырских владений к Омутнинскому району 3В 1929 году в соответствии с общесоюзной реформой районирования образованный в 1921-м Омутнинский уезд был расформирован на три района – Омутнинский, Кайский и Зюздинский.

Климковка отошла во вновь образованный Белохолуницкий район. Омутнинский район 1929 года в основном находился в нынешних границах, но до 1965-го в него входили Кирс, верховские деревни (ныне – Кочкино, Пещера), село Екатерина и территория, где теперь стоит Светлополянск. Омутнинский район в границах 1929-1965 гг. едва ли не один в один совпадал с вотчинными владениями возникшего в 1582 году Екатерининского Преображенского (Верховятского) монастыря. С той поры много воды утекло, и история территориальных размежеваний в верховьях Вятки может представлять интерес в плане изучения истории нашего региона.

Монастырь был основан в Слободском уезде близ современного Кирса в 1582 году. Первым его строителем считается иеромонах Павел, а продолжателем – старец Гурий (1614 г.) Он имел двойное название: «Екатерининский» и «Преображенский». Первое происходит от церквушки-обыденки, построенной еще Трифоном Вятским, второе – от храма Преображения Господня, воздвигнутого при основании монастыря. Имелся еще и третий храм – в честь вологодского чудотворца Дмитрия Прилуцкого. По географическому положению монастырь называли также «Верховятским».

От монастырских владений к Омутнинскому району 2Царские пожалования монастырю были значительны. Царь Федор Иванович передал монахам «пустые» места, как в прилегающем районе, так и вверх по Вятке до устья реки Белой, а Борис Годунов в 1599 году – земли в районе речек Кирсы, Чудовой, озера Высокого и т.д. В 1614 году царь Михаил Федорович продлил монастырские владения далеко на юг: по Вятке – «по обе стороны» и по речкам Белой и Омутной. В 1693 году в составе владений монастыря в грамоте была оговорена и Бисерская речка (Б. Бисера) «с падучими речками и озерками».

На наш взгляд, земли, переданные правительст-вом Екатерининскому монастырю, уже изначально вовсе не были совершенно пустующими, а в качестве «отхожих земель» находились в промысловом пользовании жителей северной Волосницкой волости (Кайгородский уезд). Если же обратить внимание на то, что получали монахи с каждым новым пожалованием, то из грамоты в грамоту повторяются «бобровые гоны», «рыбные ловли», «лесные угодьи», «сенные покосы», «в диких местах пашенные места», «речки горкия» (соляные источники), «железная руда».

Монастырское подворье находилось в правобережье у перевоза через Вятку. Река текла под самым монастырем, образуя излучину. Судя по всему, при монастыре в кельях обитали не более семи-восьми монахов. Самая ранняя перепись крестьянского населения при монастыре относится к 1615 году. Тогда при Екатерининском монастыре было всего 12 крестьянских дворов в пяти починках. Два из них находились на речке Туюсе (Туеска – близ Кирса): на Верхнем стоял «дворец (дворик) скотей», а земли обрабатывали сами монахи, на Нижнем жил с семьей Максимко Лузенин. Выше монастыря «над Вяткою за (озером) Холуем» (где-то около Кирса) «на добрых землях» находился довольно многолюдный починок. В нем, в восьми (!) дворах, обитали семьи Ивашки и Лунки Ортемьевых, Онички, Степанки и Васьки Осколковых, Омелки Микитина, Гришки и Климушки Новоприходцев. В четвертом починке «на Слутке над рекою над Вяткою напротив Колтовского (Колтомского) озера» жили с семьями Ивашко Емельянов и Степанко Онтонов. По Вятке же стоял починок с дворами Павлика Анфимова и Карпика Падерова. Вышеперечисленных можно считать первыми жителями будущего Омутнинского района.

В условиях русской колонизации Сибири и одновременно Кунгурского и Хлыновского уездов крестьяне еще не были прикреплены к своей земле. Многие при случае уходили на новые места жительства, оставляя свое «тягло» вновь прибывшим. Поэтому фамильный состав жителей менялся. Тем не менее, к середине XVII века вырисовывается стабильный костяк верховятских фамилий. Это – Волосковы (быв. Волоковы), Гиревы, Горевы (быв. Горины), Колеговы (быв. Котеговы), Кочкины, Лузянины, Осколковы, Подковырины, Тотмины (в буд. Тотменины), Сюткины, Шумайловы и некоторые другие. К 1678-му к ним добавились Гостюхины, Курдюковы, Лалетины, Силкины, Смеховы, Тяжельниковы, Чуркины (Чураковы), Цылевы, Ячменниковы и др. В 1646 году переписчики зафиксировали при монастыре 47 дворов и «людей в них (т.е. лиц мужского пола) 165 человек». В 1678 году в 48 дворах записаны уже 218 человек.

Между переписями 1646 и 1678 годов строитель монастыря иеромонах Дмитрий по причине «хлебной недороды» переселил основную массу монастырских крестьян на территорию, которая в последствии стала известна как Верховская волость, или Верховье. С того времени начинают закрепляться наименования известных в будущем деревень – Чуршинская, Прислонская, Старое Раменье, На Слутке и др. Что касается самой большой – Верховской, то впоследствии она более известна как деревня Яровская с прилегающими починками. Так основное крестьянское сообщество расселилось в 15-20 верстах от монастырского подворья вверх по Вятке. В непосредственной близости от монастыря крестьяне продолжали жить в Заоградной Слободке, на починке Дедовском и в других местах.

На приведенной карте кружками выделены только два обжитых «островка»: близ монастыря и в Верховье. Получается, что южные монастырские владения долгое время оставались совершенно неосвоенными. Так ли это?

В южных владениях монастырь граничил с Каринской волостью. К началу XVIII века Каринская волость состояла из шести «долей» – податных округов. Удмурты входили в Чепецкую Нижнюю, Чепецкую Верхнюю и Верхочепецкую Пятую доли, которые соответствуют современным северным районам Удмуртской республики. Вместе с удмуртами проживали татары и бесермяне, которых переписчики объединили в Татарскую и Бесермянскую доли. И те и другие имели свои центры. У татар это деревни Большой Погост (Девятьярово), Нижний Погост (Карино) и Иляковская (Ильясово). У бесермян – тот же Нижний Погост и отдельные деревни Юкаменского района Удмуртской республики. В свою очередь и удмурты, жившие разбросанными общинами на территориях современных Слободского, Зуевского, Фаленского и Богородского районов, были объединены переписчиками в Каринскую Отяцкую доль.
Имеющаяся документальная база не позволяет дать ответ о селениях каринских инородцев в южных владениях монастыря. Если же исходить из косвенных данных, то их там просто не могло не быть! Несколько лет назад на реке Залазна в районе Кестыма обрушился высокий берег, обнажив три странных сооружения на обрыве. Тогда при осмотре мы посчитали их какими-то остатками Нижне-Залазнинского завода. Теперь по этому поводу возникают сомнения. Ведь «кестым» в переводе с татарского означает селение.

Андрей Гунбин, краевед

Комментарии (1)
2021-06-20 09:46:25
Татьяна

Интересные очерки по истории своего края. Спасибо людям которые занимаются историей края.

Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Читайте также

КультураДетям о вятских народных промыслах
Детям о вятских народных промыслах

Старшие металлурги в рамках акции «Добрая Вятка» познакомили учеников подшефного 1а класса шестой городской школы с народными промыслами региона.

КультураВ Черной Холунице прошел субботник
В Черной Холунице прошел субботник

Сотрудники местного Дома культуры и волонтеры прибрали территорию возле памятника погибшим воинам, сделали поселок чистым и комфортным.

Культура«Библионочь» в Песковке
«Библионочь» в Песковке

Песковская библиотека им. Ф.Ф. Павленкова присоединилась к акции «Библионочь» и представила тематические мероприятия, посвященные Году семьи и Книге.

Последние комментарии

  • Апрель 23, 2024
    Татьяна

    У Гастронома маленькие саженцы погубили торговцы, особо постарался торговец яблоками, очень жаль!??

  • Апрель 23, 2024
    Алеся

    Елена, здравствуйте! Мне в школе задали написать исследовательскую работу о человек, который проославил Вачский район и продолжает прославлять. Мне бы хотелось связаться с вами, это возможно?

  • Апрель 13, 2024
    Вячеслав

    Почему бы не решить вопрос с Вечным огнём! Стыдно, что в таком городе трудовом нет Вечного огня! Тем более , что сейчас государство газ оплачивает

  • Апрель 12, 2024
    Хоттабыч

    Оптимизм сохранился? Замечательно. Верить надо. Без надежды жить тяжело.

  • Апрель 12, 2024
    Владимир

    Посёлок Лесные Поляны, бывший 101-й, существует не с 1939, а с 1929 года. Он на 10 лет старше принятой местными властями даты.

Объявления сегодня

Продам,Продам гараж в центре города, за магазином АВТОМИР , 30м2, кирпичный, пол- бетон, крыша- плиты ж/б, кессон в рабочем состоянии, круглый год подъезд , цена 260 тыс руб , торг

Другое,В медицинский центр "Лайт" (г. Омутнинск, ул. Комсомольская 15), требуется процедурная медсестраг/р с пн - пт с 7:00 - 13:30, сб с 8:00 - 13:00воскресенье выходнойЗ/п оклад 35000 р. на руки + премирование.8(922) 668-20-97

Другое,Если в вашей семье родился малыш, не забудьте оформить медицинский полис. БЕСПЛАТНОг. Омутнинск, ул. Комсомольская, 15 ("СОГАЗ-Мед)

Продам,Продая 2х месячных поросят.

Другое,Требуются активные люди (можно студенты), желающие подработать в свободное время. Обязанности - подключение к выгодным тарифам сотовой связи. Оплата за каждое подключение. Свободный график. Работаем по всей Кировской области. Звоните - всё обсудим.

Продам,Продаю мясо говядины

Продам,Продам сапоги осе.нь- весна натуральная кожа б/ у сезон недорого размер37

Авторизация

забыли пароль