Общество

Караванный – почетное лицо на заводе

Январь 28, 2024
Караванный – почетное лицо на заводе

Краеведение_1   Краеведение_2

С момента основания градообразующего предприятия весь металл, производимый на нем, доставляли до потребителя речным транспортом. Строились специальные суда – барки. Руководил сплавом караванный.

Сплав железа организовывали один раз в год – весной. Ответственная кампания обязательно должна была завершиться удачно. Ведь если баржи сядут на мель, окажется непроданной продукция, скопившаяся в складах-магазинах за целый год.

Магазины располагались вдоль так называемой канавы – канала для слива отработанной воды, по которой барки подводились к каждой кладовой для погрузки. Количество барок зависело от объема произведенной продукции.

Строить их начинали ранней весной на клетках из бревен. Спуск на воду с одновременной погрузкой происходил в момент, когда открывались запоры в плотине. Всплывшие барки направлялись в канаву, где рабочие в лихорадочном темпе грузили железо.

Начальником каравана назначался человек опытный в коммерческих и хозяйственных делах. Караванный должен был не только успешно провести сплав, но и выгодно продать продукцию.

А сплавляли омутнинское железо в Вятку, Лаишево (под Казанью), Нижний Новгород.

Отправку каравана считали большим праздником на заводе, присутствовало все начальство. Сигналом к отплытию служил выстрел медной пушки, которая устанавливалась на головной барке – казенке. Как флагманская, она шла впереди всех. На ней для караванного было утепленное помещение. Казенка украшалась пестрой мачтой с длинной красной лентой, флажками, национальным флагом.

Главным неудобством сбыта металла по реке была его одноразовость, то есть отгрузка один раз в год, что требовало большого оборотного капитала.

По сути товар всю зиму лежал на складе, дожидаясь отправки.

С переходом в начале XX века к мартеновскому производству подобная практика стала неприемлемой: завод нуждался в привозном сырье. Извне приходилось доставлять железный лом, чугун, ферросплавы. Автоматически участились отправки готовой продукции.

При отсутствии железной дороги до станции Яр, где находились склады металлургического завода, потребовалось огромное количество гужевой тягловой силы.

Это не способствовало снижению себестоимости продукции предприятия. Железная дорога помогла решить проблему.

Осенью 1929 года началось строительство ветки Яр-Фосфоритная.

И через два года окончательно ушли в небытие караваны барок, груженые железом. А, значит, отпала потребность в караванном, чья должность была упразднена с отправкой последнего каравана весной 1931 года. 

Интересна судьба Крючкова Николая Георгиевича 1890 года рождения. Он был назначен караванным на Омутнинском металлургическом заводе 10 мая 1927 года. По окончании сплава в июле 1927-го переведен вальцовщиком в сортопрокатный цех.
Лидерские качества позволили ему стать помощником директора. В разные годы бывший караванный заведовал прокатным и пудлинговым цехами, был секретарем партбюро.
Стаж работы Крючкова Н.Г. на предприятии составляет 29 лет.

Комментарии (0)
Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Читайте также

ОбществоНаша сила – в единстве
Наша сила – в единстве

Состоялась XXVII отчетно-выборная конференция Омутнинского районного местного отделения партии «Единая Россия». В ней приняли участие член Президиума регионального отделения партии, председатель Совета директоров АО «ОМЗ» А.Д. Волосков, глава района А.В. Малков, секретарь местного отделения партии, глава Омутнинска И.В. Шаталов, активисты муниципального образования.

ОбществоВ Кировской области социальную поддержку будут получать все многодетные семьи
В Кировской области социальную поддержку будут получать все многодетные семьи

В ходе оглашения ежегодного послания депутатам Заксобрания губернатор Кировской области Александр Соколов рассказал об изменении подхода к социальной поддержке многодетных семей региона.

ОбществоСкоро состоится открытие спортзала
Скоро состоится открытие спортзала

По решению генерального директора АО «ОМЗ» С.А. Волоскова выделено порядка одного миллиона рублей на ремонт спортивного зала в Восточном, расположенного по адресу: ул. Азина, 6. Об этом рассказал глава поселения Владимир Корепанов.

Последние комментарии

    Объявления сегодня

    Продам,Продам комплект (4 шт) зимних шипованных авто шин HAKKAPELIITTA 9 SUV 265/60/R18. Шины использовались в двух зимних сезонах. В хорошем состоянии, без проколов и каких-либо ремонтов. Справки по тлф: 9127166007.

    Другое,отдам в добрые руки собаку таксу

    Сниму,Сниму квартиру с благоустройством на длительный срок. Андрей 89128266109

    Куплю,Куплю холодильник б/у

    Продам,Продаю в пгт Светлополянск нежилое помещение - магазин в центре поселка недорого.

    Продам,Продаю в ргт Светлополянск магазин в центре поселка недорого

    Продам,Продам гараж в центре города, за магазином АВТОМИР , 30м2, кирпичный, пол- бетон, крыша- плиты ж/б, кессон в рабочем состоянии, круглый год подъезд , цена 260 тыс руб , торг

    Авторизация

    забыли пароль