– Как сохранить «золотую середину» при выборе дополнительных занятий?
– В течение учебного года часто можно услышать разговор родителей о том, сколько кружков посещает ребенок, какой день самый загруженный. Обычно та мама, чей ребенок занят чуть меньше, начинает сомневаться, стоит ли нагрузить чадо сильнее. Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Соглашусь, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам, но с выбором внеурочки стоит придерживаться определенного ритма. Золотое правило – строить недельный план не из того, сколько занятий можно «впихнуть» в сутки, а наоборот – «методом вычитания».
Для дошкольника крайне важно время игр и прогулок. Через игру малыш начинает ориентироваться в жизни взрослых людей, а прогулки позволяют сбросить мышечное напряжение, насытить мозг кислородом. Эти два важных пункта лишены пользы и смысла, если проходят на бегу, проводятся лишь в выходные или представляют собой перебежки с одного занятия на другое. Поэтому, составляя расписание дошкольника, всегда оставляйте время для игр и прогулок.
Для детей младшего школьного возраста и чуть старше родители также стремятся обеспечить максимум развивающих занятий. В погоне за полезным досугом важно не перегрузить школьника и опираться на его интересы! Есть дети, которым нравится быть на виду и много общаться, других это эмоционально опустошает. Для одних прикладное творчество – радость, для других – каторга. Иногда нежелание заниматься кроется не в количестве занятий, а в том, что они неправильно подобраны. Достаточно сменить вид дополнительной активности, например, перейти с физической на интеллектуальную или с интеллектуальной на творческую, как ощущение перегрузки мгновенно исчезает.
– Как быть, если ребенок просится на десяток кружков сразу?
– Если нет возможности объять необъятное, предложите компромиссное решение, в частности, попробовать в октябре несколько секций, но к ноябрю выбрать не больше двух. Главное – ни в коем случае не отказывать ребенку! Нужно поддержать его инициативу, дать возможность попробовать себя в разных направлениях. Пусть занимается всем, что увлекает его в данный момент. Если спустя пару лет интерес к чему-то угаснет, то освободившееся окно заполнится другим хобби или углубленным изучением нового.
– Что делать, если ребенок прогуливает секции?
– После нескольких пропусков может возникнуть соблазн забросить хобби. Несмотря на то, что это не обязательные уроки, ребенок должен понимать: посещение дополнительных занятий не должно зависеть от настроения. Поскольку выбор сделан (и тем более, если он сделан самим ребенком), то к кружкам следует относиться серьезно. Заранее напоминайте сыну или дочери о предстоящих занятиях, взывайте к ответственности. Проведите беседу о том, что, пропустив несколько занятий, ребенок отстанет от остальных детей группы, не сможет научиться чему-то увлекательному. Постарайтесь донести до него, что быть отстающим – неприятно, а наверстывать – трудно.
– Почему ребенок вдохновленно начал заниматься, но вскоре наотрез отказался идти на кружок?
– Существует несколько причин, каждая из которых требует отдельного внимания.
Выбор секции – дело исключительно родителей. Вероятность детского сопротивления при этом крайне велика: от явного: «Не хочу! Не буду!» до скрытого, психосоматического, когда в день тренировки то голова кружится, то живот болит, то левую пятку сводит. Выход один – увлечение должно быть исключительно по душе!
Причиной отказа посещать занятия является ситуация неуспеха, психологического дискомфорта, ребенок пытается избежать трудностей.
Проблема №1. Ребенок воодушевленно посещает занятия, но как только возрастают нагрузка и требования, ленивый предпочтет уйти.
Проблема №2. Ребенок привык всегда и во всем быть первым. Наличие сильного соперника, которого не удается превзойти – повод сдаться.
Проблема №3. У ребенка сложности во взаимоотношениях со сверстниками.
Проблема №4. Не нравится тренер или его стиль преподавания.
Все эти проблемы носят психологический характер, поэтому переходом в другой кружок их не решить, ситуация может повторяться. Поговорите с ребенком, узнайте причину дискомфорта на занятиях и вместе найдете выход из сложившейся ситуации.
– Как поступить родителям, чей ребенок не хочет посещать никакие кружки?
– Все зависит от ситуации.
Ситуация №1. Бывают такие дети, которые просто не любят «выходить в люди». Интроверты – личности закрытые. Они с удовольствием рисуют, лепят, вяжут, пишут стихи, программируют, ставят эксперименты. Им комфортно заниматься дома? Пусть занимаются! Важно, чтобы родители поддерживали их стремления, а не зарубили на корню колкими упреками о домоседстве.
Ситуация №2. Если ребенок совсем ничем не хочет заниматься, его досуг придется составлять родителям. Мамы и папы должны увлечь его, брать с собой на подходящие по возрасту мероприятия, заражать своими хобби.
Ситуация №3. Подросток – домосед, мало гуляет, не может оторваться от компьютера. Если речь идет не об игромании, а о здоровом увлечении, когда дети изучают интересные для них вопросы через интернет, то имеет смысл оставить все как есть. Не спешите делать выводы, не переживайте и не хватайтесь за любой повод, чтобы «вытолкать» ребенка-домоседа на улицу, к друзьям или в спортивную секцию. Выясните, нужна ли ему помощь. Можно обратиться к специалисту-психологу и помочь подростку определиться с профессиональным выбором или разобраться, насколько ребенку важно внимание сверстников.
Бить тревогу следует только в следующих случаях:
- подросток плохо учится;
- стал немногословен, замкнулся в себе, уходит от вопросов и отвечает односложно, хотя раньше вы могли подолгу беседовать с ним на любые темы;
- отводит глаза при разговоре, явно что-то недоговаривает или вообще не хочет общаться;
- агрессивно реагирует на любые попытки выдернуть его из персонального мира от телевизора или компьютера, при этом грубит или обижается.
Уважаемые родители! Помните, сами по себе кружки – это не отдых. Уровень нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное – его образовательным способностям, потребностям и интересам. Если ваш ребенок с удовольствием посещает хотя бы одну секцию два-три раза в неделю после детского сада или школы, но противится посещению второй и третьей, вам повезло: ребенок нашел то, что ему интересно. Может, лучше оставить его в покое?