Первая любовь, школьные года…
Когда к детям приходит первая любовь, родители пребывают в растерянности. Как себя вести? Накануне Дня всех влюбленных педагог-психолог Вероника Киреева отвечает на вопросы родителей о детско-юношеской любви.
– Существуют ли правила поведения для мам и пап в подобной ситуации?
– Главное, с чего нужно начать, – понимание и принятие того, что ребенок взрослеет, и его чувства меняются.
К своим переживаниям и волнениям ребенок относится очень серьезно и в пять, и в пятнадцать лет. Он крайне уязвим и раним в этот период, поэтому никаких резких выпадов. Будьте предельно тактичны и осторожны!
Любовь подростка отличается от любви шестилетнего или восьмилетнего ребенка тем, что к симпатии добавляется физическое влечение. Проведите беседу «на взрослую тему» заранее и без стеснений.
– Если ребенок рассказал о любви, какая реакция со стороны родителей может стать ошибочной?
– 1) «Какая любовь в твоем-то возрасте!?» Отнеситесь к признанию серьезно, оправдайте доверие ребенка.
2) «Да у тебя их еще тысяча будет!» Вы же не хотите, чтобы ребенок любые личные отношения воспринимал поверхностно, как временный процесс? А вот объяснить, что чувства проверяются временем, не помешает.
3) «Не смеши…» Издевками вы унижаете собственного ребенка.
4) Излишний контроль ставит ребенка в неудобное положение и лишает доверия. Влезать в развитие отношений – ошибка, за исключением двух случаев:
– когда ребенок хочет проявить инициативу, но не знает как. Ему нужен совет и деньги, чтобы устроить сюрприз, купить подарок второй половинке;
– когда ребенком откровенно манипулируют, например, девочка требует мальчика «набить морду обидчику». В этом случае следует аккуратно поговорить с избранницей ребенка и с ним самим, выяснить суть проблемы и дать правильный родительский совет.
– Что делать, если первая любовь оказалась несчастной?
– Если любовь осталась без ответа, ребенок ищет причину в себе, уходит от общения. Не следует говорить, что его чувства – пустяки. Просто будьте рядом, отвлеките его. Когда переживания проявляются слишком остро, затягиваются, приводят к бессоннице, требуется обратиться за помощью к специалисту.
– Дети переживают расставание так же, как взрослые?
– Да. Этапы следующие: отрицание, гнев и чувство беспокойства, депрессия (отчуждение, беспомощность, потеря интереса к ежедневной деятельности), диалог (желание поделиться проблемой), принятие ситуации (поиски новых увлечений, заполнение «пустоты»), возврат к жизни (осознание собственной важности, повышение самооценки).
Острее всего ощущаются первые три стадии: дети не в силах изменить ситуацию, поэтому могут вести себя неадекватно. Это может проявляться в полном отрешении от реальности с помощью компьютерных игр, в общении с друзьями или в увлечении экстремальными видами спорта.
Наиболее опасны мысли о суициде на стадии депрессии. Подростки пытаются продемонстрировать миру и своему бывшему другу или подруге свою ценность.
– По каким «сигналам» близкие должны бить тревогу?
– Прямые угрозы («я выпрыгну из окна» или «повешусь»); уход в себя (крайняя замкнутость, полное отстранение от домашних дел, учебы, общения с друзьями); агрессия; истощение; заметные перемены в поведении.
– Как помочь ребенку после разрыва отношений?
– Крайне важно, чтобы в этот период ребенка поддерживали дома, относились с пониманием к тому, что он не станет ничего рассказывать о причинах своего подавленного состояния. Ему необходимо чувствовать в семье полную безопасность, приходить в то место, где его безоговорочно любят.
Избегайте шаблонных фраз: «У тебя таких будет еще сотня» или «Он/она скоро поймет, что потерял(а)». Это принижает ценность отношений и приводит к тому, что подросток перестает адекватно оценивать происходящее с ним. С одной стороны, его выбор и переживания не ценны, с другой стороны – он всегда сможет найти замену утраченным отношениям.
Чтобы помочь ребенку выйти из депрессии, можно попробовать аккуратно переключить его внимание на другие стороны жизни, не соприкасающиеся с личными отношениями: отправить в путешествие, записать на курсы, заняться вместе творчеством или спортом. Любые занятия, особенно в коллективе, сглаживают острую фазу одиночества.
Сейчас ребенок может задаваться вопросами: «Почему это произошло?», «Что во мне не так?» Воздержитесь от советов сменить стиль одежды, поведение, окружение, увлечения. Лучше помочь подростку осмыслить ситуацию, т.е. раскрыть связь событий, осознать, что в жизни что-то может пойти не так, как нам хочется. Нужно просто жить дальше и не бояться любить.
Куда обратиться?
Обязательно советоваться с профессиональными психологами и психиатрами.
Единый общероссийский телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122.
«Молодежный телефон доверия» 8 (495)-750-11-44.
Помните, что первая любовь у подростков отличается искренностью и силой. Дети погружаются в нее с головой. Родителям очень сложно деликатно контролировать поведение ребенка, но нужно приложить к этому максимум усилий. Ваша поддержка и понимание будут оценены позже.
- +3
- -0
Вам в помощь
Последние комментарии
Объявления сегодня
Продам,Продам комплект (4 шт) зимних шипованных авто шин HAKKAPELIITTA 9 SUV 265/60/R18. Шины использовались в двух зимних сезонах. В хорошем состоянии, без проколов и каких-либо ремонтов. Справки по тлф: 9127166007.
Другое,отдам в добрые руки собаку таксу
Сниму,Сниму квартиру с благоустройством на длительный срок. Андрей 89128266109
Куплю,Куплю холодильник б/у
Продам,Продаю в пгт Светлополянск нежилое помещение - магазин в центре поселка недорого.
Продам,Продаю в ргт Светлополянск магазин в центре поселка недорого
Продам,Продам гараж в центре города, за магазином АВТОМИР , 30м2, кирпичный, пол- бетон, крыша- плиты ж/б, кессон в рабочем состоянии, круглый год подъезд , цена 260 тыс руб , торг
Читайте также
В общественной приемной партии «Единая Россия» (ДК «Металлург», 3 этаж) состоятся приемы граждан по личным вопросам.
Трилогия «Краеведческие очерки», написанная омутнинским историком Андреем Гунбиным в соавторстве с местными краеведами, вызывает живой интерес.
В послании о социально-экономическом положении губернатор Кировской области Александр Соколов рассказал о разработке госпрограммы «Кадры». В госпрограмме будет 2 основных аспекта – сфера управления и экономика.