Дефицит педагогов: намечены пути решения
В Омутнинске прошла стратегическая сессия по вопросам подготовки педагогических кадров для общеобразовательных организаций.
Она состоялась по инициативе руководства Омутнинского металлургического завода и администрации района. В мероприятии участвовали: начальник отдела профессионального образования министерства образования Кировской области К.С. Благовещенский, глава Омутнинского района А.В. Малков, директор по социальным вопросам градообразующего предприятия С.Ю. Курков, представители ВятГУ, отдела Восточного образовательного округа, начальники управлений образования и директора школ из Омутнинского, Афанасьевского, Верхнекамского и Фаленского районов.
Ставки закрывают совместители
Актуальность темы подтвердил доклад начальника отдела Восточного образовательного округа О.Ю. Керовой:
– Образовательные организации испытывают острый дефицит педагогических кадров, – отметила Ольга Юрьевна. – Например, по данным на ноябрь прошлого года в школах округа были открыты по несколько вакансий учителей иностранного языка, начальных классов, физики, математики и других предметов. В Омутнинском районе на основных должностях трудятся всего восемь учителей физики и 22 педагога математики, только два из них в возрасте до 35 лет. Подавляющее большинство учителей-предметников – это люди предпенсионного или пенсионного возраста. С каждым годом ситуация усугубляется.
При этом 15 учителей физики и 26 педагогов математики в округе являются внутренними совместителями. То есть они ведут свой предмет и взяли на себя дополнительную нагрузку. Еще десять педагогов физики и математики – это внешние совместители. Среди них есть те, кто по основной должности на данный момент не трудится в образовательной организации.
Конечно, все это сказывается на качестве образования. Так, в последние два года в Омутнинском районе средний балл выпускников по итогам сдачи ЕГЭ по математике и физике ниже областного показателя.
– Школьники выбирают для госэкзаменов те предметы, по которым могут показать достойные результаты, – продолжил логическую цепочку проректор по образованию ВятГУ С.В. Никулин. – Мы увеличиваем количество бюджетных мест по направлениям подготовки педагогов физики и математики, но желающих получить эту профессию с каждым годом все меньше.
В совместном сотрудничестве
Участники стратегической сессии поделились своим видением ситуации, рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются на своих уровнях, предложили пути их решения.
По общему мнению собравшихся, наиболее правильным решением будет целевое обучение педагогов. Здесь важно наладить контакт между абитуриентом, школой и вузом. Среди подводных камней – обязанность школы оказывать социальную или финансовую помощь студенту. Конечно, средств на это в образовательных организациях нет. Но, даже если их изыскать, то ревизионная комиссия может воспринять такие траты нецелевыми. Данный вопрос по заверению К.С. Благовещенского будет проработан на уровне министерства региона. Минус такого решения в том, что притока новых сил придется ждать шесть лет.
Решением проблемы дефицита педагогических кадров может стать обучение выпускников учреждений среднего профессионального образования в ВятГУ по заочной форме. Это даст им право приступить к работе уже на третьем курсе, но продолжать освоение профессии. Директор Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права Л.И. Лыскова поддержала такое предложение. Для этого колледжу придется перестроить программу обучения, ввести в нее углубленное изучение физики и математики. Важно также, чтобы у студентов было желание расти и развиваться в данном направлении.
Третий вариант – программа профессиональной переподготовки – участники сессии оценили, как не самый подходящий, но имеющий место быть. Он подойдет для людей с высшим образованием, которые хотели бы сменить направление своей деятельности на педагогику. На погружение в предмет потребуется полгода, но важные знания (например, по методологии, психологии и другим областям) придется постигать самостоятельно, во время труда в школе.
Поднять авторитет профессии
В обсуждении темы участники сессии затронули ряд актуальных тем. Например, директор педагогического института ВятГУ Г.И. Симонова отметила, что важным моментом в общей работе является ранняя профориентация. В этом плане Омутнинский район, который начинает знакомить малышей с профессиями еще с детского сада и ведет это направление на протяжении всего обучения, – образец для области. Но большая ответственность лежит на классных руководителях, директорах школ. Для формирования у обучающихся мотивации на обучение по педагогическим специальностям необходимо вызывать интерес к профессии учителя, замечать и поддерживать ребят, которые тяготеют к педагогике, направлять их потенциал в нужное русло.
В качестве фактора, который отталкивает молодых учителей, назвали низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья, адаптацию в сложившемся коллективе. Учителя опорных школ Восточного образовательного округа поделились опытом о том, как они решают эти проблемы на местах.
Участники встречи договорились организовать выездные просветительские экскурсии в ВятГУ педагогов и обучающихся школ. Они позволят детям оценить образовательные возможности вуза, а представителям школ пообщаться со студентами и, возможно, найти среди них своих будущих коллег.
- +0
- -0
Вам в помощь
Последние комментарии
Объявления сегодня
Продам,Продам комплект (4 шт) зимних шипованных авто шин HAKKAPELIITTA 9 SUV 265/60/R18. Шины использовались в двух зимних сезонах. В хорошем состоянии, без проколов и каких-либо ремонтов. Справки по тлф: 9127166007.
Другое,отдам в добрые руки собаку таксу
Сниму,Сниму квартиру с благоустройством на длительный срок. Андрей 89128266109
Куплю,Куплю холодильник б/у
Продам,Продаю в пгт Светлополянск нежилое помещение - магазин в центре поселка недорого.
Продам,Продаю в ргт Светлополянск магазин в центре поселка недорого
Продам,Продам гараж в центре города, за магазином АВТОМИР , 30м2, кирпичный, пол- бетон, крыша- плиты ж/б, кессон в рабочем состоянии, круглый год подъезд , цена 260 тыс руб , торг
Читайте также
В Омутнинске прошел третий межмуниципальный молодежный форум «Выбирай и действуй!» Его участниками стали 162 человека в возрасте от 14 до 35 лет из Омутнинского, Слободского, Кирово-Чепецкого, Афанасьевского, Верхнекамского, Санчурского и Белохолуницкого районов и города Кирова.