Общество

Как ребенку не стать агрессором или жертвой?

Ноябрь 11, 2021

Согласно недавнему исследованию ВОЗ, Россия занимает одно из лидирующих позиций в отношении травли в школе. Среди детей 11 лет 23% девочек и 27% мальчиков сообщили, что подвергались унижениям два или более раз в месяц.

Вопрос травли редко освещается на школьных собраниях. Зачастую учителя и родители относятся к этому периоду школьной жизни, как «само пройдет», «сам виноват», «сами разберутся». При этом когда подросток приходит из школы с порванными учебниками и разбитым носом, а самоубийство видится ему единственным способом спасения от травли, задавать вопросы и выяснять «кто виноват?» уже слишком поздно.

Что такое травля?

Пик травли неслучайно приходится на возраст 11-12 лет. Именно в этот период у ребенка возникает необходимость осознать себя, свое место в коллективе, и нередко это происходит через противопоставление себя другим, когда большая часть класса или весь коллектив начинает травить кого-то одного.

В научной терминологии подобная ситуация называется школьный моббинг. Роли распределяются следующим образом: есть мобберы – те, кто травит, они разделяются на зачинщиков и преследователей, жертвы, кто терпит обиды и принимает удар на себя, наблюдатели – те, кто внешне не принимает явно выраженной позиции. По сути, своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Стоит отметить, что часто дети-наблюдатели про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой. Еще одна роль – спасатели – те, кто может повлиять на ситуацию и изменить ее.

Также важно отметить и ситуацию другого типа психологического давления, когда один человек идет против другого. К примеру, в классе два ярко выраженных лидера и каждый бьется за авторитет среди сверстников. Эта ситуация называется буллинг. Средством достижения цели в моббинге и буллинге является распространение слухов, запугивание, изоляция, оскорбления и унижения, физическое насилие.

Откуда берется детская агрессия?

Чаще всего агрессивное поведение в коллективе является результатом эмоционального отвержения ребенка в семье, особенно если оно было связано с применением систематического физического наказания. Проще говоря, если с ребенком родители мало говорили, уделяли ему недостаточно внимания, но при этом за провинности наказывали ремнем или подзатыльниками, то он начинает считать, что сила – главное оружие в спорах. Для такого ребенка становится целью признание его силы в коллективе, ему необходимо, чтобы его боялись, а ту злобу, которую он затаил на самых близких людей – родителей, он вымещает на сверстниках.

Вторая причина детской агрессии – советы родителей «Дай сдачи!» «Покажи свое место!» «Если они тебя задирают, значит, ты сам даешь повод». В результате подобных рекомендаций у ребенка возникает следующий вывод: «Прав тот, кто сильнее». И он действительно начинает давать сдачи. Агрессия порождает новую агрессию, а проблемы при этом остаются нерешенными.

В-третьих, статистика подтверждает, что приступы агрессии нередки для нежеланных и нелюбимых детей. Родители могут не говорить об этом напрямую, но по поведению взрослых информация легко считывается ребенком, и он начинает доказывать то, что имеет право на существование, и пытается завоевать родительскую любовь довольно агрессивными методами. Понимая, что поведением подобного рода можно добиться внимания, продолжает тестировать агрессивные действия на одноклассниках.

И еще один пример, когда родители гиперопекают своего ребенка, не давая при этом ему принимать самостоятельные решения, ограничивая его в общении со сверстниками, подавляя его желания во имя благой цели – вырастить «правильного» со всех точек зрения человека. Тогда ребенок под давлением накапливает в себе агрессию в результате «угнетенности», которую он приобрел при постоянном «нельзя», «не надо», «не стоит». В определенный момент ребенок решает отстоять свое «Я» и единственной стратегией оказывается агрессивное нападение.

На самом деле, причин появление агрессии может быть еще больше, мы перечислили только основные из них. Главное – понять для себя, что агрессия у ребенка не может возникнуть сама по себе.

Ребенок-агрессор, который является зачинщиком и травит одноклассников, ждет любви, которую он не добрал в своей собственной семье.

Решение проблемы

В ситуациях школьной травли спасателями могут стать взрослые. И здесь не стоит перекладывать ответственность на воспитателей, учителей, завучей и директоров школ. Заинтересованность, в первую очередь, должна идти от родителей ребенка, который является моббером или, напротив, жертвой травли. Не стоит думать, что проблема может разрешиться самостоятельно.

Для того, чтобы ребенок был социально «продвинут» и имел возможность в сложной ситуации обратиться за помощью к взрослым, спросить совета, необходимо создавать внутри семьи социально-благополучную среду. Для этого ребенок должен чувствовать, что является полноправным членом семьи: к его мнению прислушиваются, никто из родителей не нарушает его личностных границ излишним контролем, ему доверяют.

Если же в семье растет агрессор или жертва, то родители должны наладить диалог с ребенком и правильно выстроить разговор, чтобы прекратить травлю.
«Если тебя гонят, все равно ни за что нельзя бежать»

Итак, если ваш ребенок – жертва, то нужно действовать немедленно. Поговорите с ним о том, что ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации со стороны агрессора. Дайте понять ребенку, что, оскорбляя и унижая, нападающий демонстрирует слабость, беспомощность и защищается таким образом от внутренних комплексов и проблем. Обижать легко того, кто обижается. Агрессор ждет реакции, поэтому лучшим разрешением конфликта будет полное игнорирование. Если сдержать себя ребенку сложно, отрепетируйте с ним фразы-рикошеты для агрессора, которые смогут полностью нейтрализовать конфликт на начальном этапе.

Например, если ребенка дразнят очкариком, толстяком и другими прозвищами, то он может спокойно ответить: «А я буду все равно обращаться к тебе по имени», «А я, в отличие от тебя, умею общаться вежливо».

Можно также попробовать подружиться с задирой, например, предложить ему помощь в подготовке домашнего задания. Может быть, он окажется не таким уж и неприятным человеком, а новый друг поможет ему избавиться от комплексов.

Главное – дать понять ребенку, что нужно всегда сохранять спокойствие, а в каких-то ситуациях просто молчать.

Со своей стороны попробуйте также увлечь вашего ребенка чем-то новым, помогите ему создать круг интересов, выявить таланты, благодаря которым он сможет выделиться или побороть внутренние проблемы.

Не подвергайте малыша постоянной опеке и в общении с ним не предпринимайте авторитарных решений. Попробуйте поговорить с ним не просто о том, какие оценки он принес в дневнике, а о том, как прошел его день в школе, кто из учителей ему больше нравится и почему он так считает. Таким образом, вы сможете понимать, о чем думает ваш ребенок, что его на самом деле тревожит и как вместе разрешить конфликты, если они имеются.

«Если гонишь ты, пойми, что ты делаешь на самом деле»

Если ваш ребенок – агрессор, то при общении с ним необходимо называть вещи своими именами. Все ситуации, которые имели место быть, необходимо категорично проговорить. Для многих зачинщиков конфликта «травля» является некоторой игрой. Здорово пошутить над кем-то, подчеркнуть его недостатки, толкнуть или ударить – это заряд эмоций, которые необходимо выплеснуть, чтобы почувствовать свою силу. Необходимо дать понять агрессору (без нотаций и нравоучений), что на самом деле его, так называемые шутки – это «травля», жестокое обращение с человеком и оно недопустимо. Иногда достаточно просто назвать травлю травлей, чтобы явление тут же сошло на нет. Очень важно, чтобы взрослый при этом был однозначен в оценке.

Если конфликт зашел слишком далеко, необходимо обратиться к специалистам.

Надежда Костицына, психиатр Омутнинской ЦРБ

Комментарии (0)
Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Читайте также

ОбществоПроведут прием граждан
Проведут прием граждан

В общественной приемной партии «Единая Россия» (ДК «Металлург», 3 этаж) состоятся приемы граждан по личным вопросам.

ОбществоКнига, которую ждали
Книга, которую ждали

Трилогия «Краеведческие очерки», написанная омутнинским историком Андреем Гунбиным в соавторстве с местными краеведами, вызывает живой интерес.

ОбществоС 2025 года введут поощрение педагогам за поступивших в кировские вузы и техникумы выпускников
С 2025 года введут поощрение педагогам за поступивших в кировские вузы и техникумы выпускников

В послании о социально-экономическом положении губернатор Кировской области Александр Соколов рассказал о разработке госпрограммы «Кадры». В госпрограмме будет 2 основных аспекта – сфера управления и экономика.

Последние комментарии

    Объявления сегодня

    Продам,Продам комплект (4 шт) зимних шипованных авто шин HAKKAPELIITTA 9 SUV 265/60/R18. Шины использовались в двух зимних сезонах. В хорошем состоянии, без проколов и каких-либо ремонтов. Справки по тлф: 9127166007.

    Другое,отдам в добрые руки собаку таксу

    Сниму,Сниму квартиру с благоустройством на длительный срок. Андрей 89128266109

    Куплю,Куплю холодильник б/у

    Продам,Продаю в пгт Светлополянск нежилое помещение - магазин в центре поселка недорого.

    Продам,Продаю в ргт Светлополянск магазин в центре поселка недорого

    Продам,Продам гараж в центре города, за магазином АВТОМИР , 30м2, кирпичный, пол- бетон, крыша- плиты ж/б, кессон в рабочем состоянии, круглый год подъезд , цена 260 тыс руб , торг

    Авторизация

    забыли пароль