Хочу! Купи! Надо!
«Витрины манят игрушками и сладостями, ребенок заливается: «Хочу! Купи! Надо!» Стал часто закатывать истерики в магазине. Иногда кричит так, словно мы никогда ему ничего не покупаем, хотя всегда приобретаем ему желаемое. Во-первых, становится неудобно перед продавцами и посетителями магазина, во-вторых, возникает ощущение, что он манипулирует нами. Как быть?»
Олеся Филина, Омутнинск
На вопрос отвечает педагог-психолог Вероника Киреева:
– Всем знакома такая картина: посреди магазина стоит (а иногда и лежит) кричащий, заливающийся слезами малыш. Окружающие, проходя мимо, бросают укоризненные взгляды: «Родители избаловали!» Однако детские истерики у прилавка – явление вполне обычное, даже самый тихий и послушный ребенок может в какой-то момент устроить «представление». Попробуем разобраться: как предотвратить такую истерику и что делать, если она уже в разгаре?
Для начала разберемся, из-за чего вообще случаются истерики.
Не все они являются результатом плохого воспитания. Детские капризы, устраиваемые по различным поводам – одна из важных ступеней становления ребенка как личности, этого этапа не избежать. Для развивающегося и не умеющего говорить младенца это норма, когда он сообщает о своих просьбах и требованиях единственным доступным ему способом – криком.
Но ребенок растет, растут и его потребности. Он снова прибегает к доступному и уже проверенному способу, чтобы приблизить момент получения желаемого. Чаще всего это происходит в возрасте от трех до четырех-пяти лет.
Истеричные приступы, если они непродолжительны, способствуют нормальному развитию нервной системы. Такое поведение дает эмоциональную разрядку и снимает внутреннее напряжение. Но если длительные истерики входят в привычку, родителям следует подумать о дальнейших действиях.
Истерики у детей можно разделить на две группы:
1) Связанные с определенными ситуациями, которые ребенок не может разрешить самостоятельно и при этом не способен держать эмоции под контролем (ситуативные), голоден, устал, хочет спать или ему необходимо снять эмоциональное напряжение.
2) Используемые для привлечения внимания, получения желаемой вещи и управления родителями (манипулятивные).
В ситуативном случае все предельно ясно: есть проблема, ее нужно устранить. В манипулятивном – от родителей требуется тонкий подход, чтобы не закрепить такую форму поведения. В ситуации, когда истерика у полки с игрушками или в отделе сладостей уже началась и усиливается, родителям предстоит сделать выбор из двух вариантов для своего дальнейшего поведения: поддаться или быть непреклонными.
Пойти на поводу – самый простой способ, но именно он приводит к закреплению поведения, состоящего из последовательности «захотел – покричал – получил», может проявляться где угодно и не только в присутствии родителей.
Сказав ребенку «нет», ни в коем случае нельзя менять решение или сомневаться в его правильности. Сосредоточьтесь на поведении малыша. Ребенок должен понять, что шантаж – в корне неверный способ взаимодействия с окружающими.
И если он убедится, что должного эффекта его крики не производят, истерики с каждым разом будут становиться короче и реже, пока не прекратятся вообще.
Какие существуют способы для успокоения малыша?
В ситуации, когда начались неконтролируемые капризы, главное, что требуется от родителей – сохранять спокойствие. Обязательно демонстрировать ребенку свое недовольство таким его поведением, игнорировать истерики, но не самого малыша.
Ребенку, как актеру на сцене, требуются зрители. Если истерика произошла в магазине, малыша обязательно нужно увести (а иногда и унести) в спокойное место.
Нельзя кричать на ребенка или шлепать его. Лучше говорить с ним тихим, спокойным голосом, но твердо. Это покажет ему, как нужно справляться с эмоциями.
Можно обнять малыша и ласково с ним заговорить. Этого он явно не ожидает в такой ситуации и от неожиданности истерика может прекратиться.
Не следует проводить эксперименты с разными методами. Лучше придерживаться одной и той же тактики.
Как предотвращать детские истерики?
Лучше пресекать их в начальной стадии: научиться определять тот момент, когда негодование и капризы готовы перейти в отчаянные рыдания, и действовать уверенно и быстро.
Если у ребенка портится настроение, он начинает капризничать, любой отказ может спровоцировать громкий протест. В этот момент важно отвлечь малыша, переключить его внимание на какой-то интересный объект. Например, предложить покатать в магазине тележку или самому покататься в ней.
Можно сказать крохе: «Мне бы хотелось купить тебе эту игрушку, но она очень дорогая». Конкретное объяснение воспринимается гораздо лучше, чем просто «нет» в ответ на его просьбу.
Когда ребенок схватил с полки какую-то вещь и вернуть ее на место не соглашается, объясните, что именно этим можно пользоваться только в магазине. Если родительских аргументов уже не хватает, стоит привлечь кого-то из посторонних, например продавца или охранника, чтобы они подтвердили слова мамы или папы. Главное – проследить, чтобы вещь не была испорчена до подхода к кассе.
Если в процессе набора покупок малышу все-таки удалось сдержать свои желания, еще один соблазн подстерегает его возле касс, где на стеллажах обычно расположены привлекательные сладости и игрушки. Одним из возможных решений будет обращение к ребенку с просьбой помочь выкладывать покупки из корзины. Так он сможет отвлечься и будет занят ответственным делом, помогая родителям. Кроме того, это повысит его самооценку.
В случае, когда становится ясно, что истерику не удается предотвратить никакими методами, можно уговорить малыша выбрать другую игрушку: дешевле или более полезную для него. Но это крайний метод, к нему не следует прибегать во время каждого похода в магазин.
Когда требуется консультация специалиста?
Если ребенок продолжает устраивать истерики длительное время, лучше проконсультироваться со специалистом. Это необходимо сделать незамедлительно в случае, если:
- рыдания становятся чаще и продолжительнее;
- ребенок проявляет агрессию, способен нанести вред себе и окружающим:
- при крике возникают проблемы с дыханием или даже потеря сознания;
- малыша мучают ночные кошмары.
Давайте подведем итог. Для предотвращения детских истерик от нас, как от взрослых людей, требуется: не создавать такие ситуации, не оставлять малыша без внимания, спокойно разъяснять крохе, что можно и чего нельзя, договариваться, определять последствия плохого поведения. Но, настаивая на своем, не игнорировать желания и просьбы ребенка, а обсуждать их вместе.
Дети чутко реагируют на уважительное к ним отношение, чувствуя, что в них видят самостоятельную личность. Поэтому обязательно нужно выслушать аргументы ребенка, ведь иногда это намного важнее даже самой дорогой покупки. Запомните, в таких случаях конечной целью родителей является не прекращение слез, а демонстрация того, что истерика не приносит результата.
- +2
- -0
Вам в помощь
Последние комментарии
Объявления сегодня
Продам,Продам комплект (4 шт) зимних шипованных авто шин HAKKAPELIITTA 9 SUV 265/60/R18. Шины использовались в двух зимних сезонах. В хорошем состоянии, без проколов и каких-либо ремонтов. Справки по тлф: 9127166007.
Другое,отдам в добрые руки собаку таксу
Сниму,Сниму квартиру с благоустройством на длительный срок. Андрей 89128266109
Куплю,Куплю холодильник б/у
Продам,Продаю в пгт Светлополянск нежилое помещение - магазин в центре поселка недорого.
Продам,Продаю в ргт Светлополянск магазин в центре поселка недорого
Продам,Продам гараж в центре города, за магазином АВТОМИР , 30м2, кирпичный, пол- бетон, крыша- плиты ж/б, кессон в рабочем состоянии, круглый год подъезд , цена 260 тыс руб , торг
Читайте также
В общественной приемной партии «Единая Россия» (ДК «Металлург», 3 этаж) состоятся приемы граждан по личным вопросам.
Трилогия «Краеведческие очерки», написанная омутнинским историком Андреем Гунбиным в соавторстве с местными краеведами, вызывает живой интерес.
В послании о социально-экономическом положении губернатор Кировской области Александр Соколов рассказал о разработке госпрограммы «Кадры». В госпрограмме будет 2 основных аспекта – сфера управления и экономика.