Общество

Герой, прошедший три войны

Май 07, 2020
Герой, прошедший три войны

Полушкина Лена_1    Полушкина Лена_2Полушкина Лена_3    Полушкина Лена_4

В России нет такого дома, где бы война ни оставила след. В каждой семье есть свой герой, чье имя навсегда останется в памяти потомков. Мой прадедушка Василий Николаевич Шуплецов от начала и до победного конца прошел Советско-финскую, Великую Отечественную, войну с Японией. О войне рассказывать не любил, но его подвиги говорят сами за себя.

Родился Василий Николаевич 13 декабря 1911 года в Черной Холунице в семье рабочих Николая Алексеевича и Анастасии Ивановны Шуплецовых. Он был четвертым ребенком из десяти и рос в окружении троих братьев (Николая, Георгия, Павла) и шести сестер (Зои, Анны, Веры, Антонины, Марии и Валентины).

В 1923 году окончил первую ступень общего образования – начальные классы церковно-приходской Чернохолуницкой школы. Жилось бедно, голодно, вместе со старшим братом Николаем приходилось просить милостыню по окрестным деревням. Спустя годы, в 1930-ом, братья, объединив усилия, построили дом на горе поселка для всей большой и дружной семьи.

В 1933 году прадедушка создал свою семью: женился на Наталии Филипповне Одеговой, выстроил дом у реки. До войны на свет появились две дочери: Капиталина и Маргарита (моя бабушка), а после войны родились Нина и Людмила.

Работал Василий Николаевич сначала ямщиком конного обоза, затем трудился на Гниловском Лесоучастке, окончил 8-ые Вятские курсы кочегаров.
9 декабря 1934 года призван в армию, зачислен в 31-ый железнодорожный мостовой батальон, в декабре 1936-ого уволен в запас.

В 1939 году грянула Советско-финская война… От тревоги и боли сжималось сердце, ведь приходилось оставлять старую слепую бабушку и молодую жену Наташу с двумя дочерьми Капой и Ритой одних. Вернулся Василий Николаевич по окончании войны в 1940-ом, устроился работать машинистом железной дороги.

Недолго длилось счастье спокойной мирной жизни. В 41-ом как гром среди ясного неба звучит страшное известие: «…без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы…» Василий Николаевич вновь призван по мобилизации Омутнинским райвоенкоматом. Распределен в 30-ый отдельный железнодорожный батальон механизации машинистом паровоза.

С первых же дней войны на железных дорогах был введен воинский график движения поездов по обеспечению воинских перевозок. Массовый героизм железнодорожников позволил выполнить невиданные в мировой практике размеры таких перевозок. Когда приходилось оставлять врагу города, железнодорожники уходили последними, до конца вели бои за каждую станцию, взрывая мосты, разрушая пути. Врагу оставляли пепелище. Когда наши войска наступали, приходилось принимать бои, ремонтируя пути впереди войск, вкладывая всю свою энергию и волю, скопившиеся за мучительные годы войны, ненависть к врагу и надежду на скорую победу.

С машинистов был особый спрос, их работа подчас представляла большую опасность для жизни, чем на передовой.

Обратимся страницам истории:

«30 сентября 1941 года группа немецко-фашистских армий «Центр» начала операцию «Тайфун» с целью окружить и уничтожить наши войска под Москвой и овладеть ею. В эту операцию была вовлечена почти половина гитлеровских войск – 75 дивизий.

В оборону Москвы весомый вклад внесли военные и гражданские железнодорожники. Они выполняли работы по заграждению железных дорог и восстановлению разрушенных объектов, примыкающих к столице.

Несмотря на все усилия, врагу не удалось парализовать работу ж/д транспорта – продолжительность перерыва движения поездов после каждого разрушительного налета составляла в среднем около шести часов. Путейцы самоотверженно трудились по 12-16 часов в сутки, а порой и несколько суток не уходили со своих постов, чтобы наладить работу необходимого участка дороги.

Битва под Москвой имела историческое значение и оказала решающее влияние на весь ход дальнейших фронтовых боев. В том, что стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии, большая заслуга железнодорожников, сумевших обеспечить своевременный подвоз армий, вооружения, топлива, блестяще провести эвакуационные перевозки.

Противник уделял большое внимание путям сообщения, в особенности железным дорогам. В плане «Барбаросса» указывалось: «… русские железные дороги и пути сообщения, в зависимости от назначения для операции, должны перерезаться или выводиться из строя».

Разрушения и восстановления объектов и участков дорог шли рядом. Только за первые два дня войны вражеские авиация и артиллерия, пользуясь внезапностью нападения, вывели из строя сотни важных объектов железнодорожного транспорта. С июня по декабрь 1941-ого на объекты прифронтовых железных дорог было совершено около 6 тысяч воздушных налетов, сброшено более 46 тысяч бомб. За годы войны было уничтожено 15800 паровозов, 428 тысяч вагонов, 4100 станций…

Однако, «благодаря героическим усилиям железнодорожников, работников автомобильного и водного транспорта, органов военных сообщений и частей Железнодорожных войск, действовавших на фронтовых и прифронтовых дорогах, в первые месяцы войны было осуществлено не только отмобилизование Вооруженных Сил и их сосредоточение по заданиям Генерального штаба, но и произведено перемещение военно-экономического потенциала страны с запада на восток, - позже напишет в своей книге «Транспорт в решающих операциях Великой Отечественной войны» И.В. Ковалев, бывший начальником ВОСО Красной Армии, - На Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию эвакуировали более десяти миллионов квалифицированных рабочих и населения, 1523 промышленных предприятий, в том числе 1360 крупных, преимущественно военных заводов. Объем этих перевозок составил около 1,5 миллиона вагонов, или 30 тысяч поездов. Такое мероприятие было осуществлено впервые в истории войн».

Всего за годы Великой Отечественной войны личным составом Железнодорожных войск и спецформирований НКПС было восстановлено и построено около 120 тысяч километров главных, вторых и станционных путей, 13022 малых мостов и труб, 2756 больших и средних мостов, проложено 70872 километров линий связи, введено в строй 2345 пунктов водоснабжения, 182 паровозных депо и 7990 станций и разъездов, уложено 76984 комплекта стрелочных переводов. За это время воинами-железнодорожниками было обезврежено и уничтожено два миллиона мин и фугасов, построено совместно со строителями НКПС десять тысяч километров новых железнодорожных линий.

Илья Эренбург во фронтовой газете «За разгром врага» 11 августа 1944 года писал: «…Немцы рвут пути, взрывают мосты и мостики, а неделю спустя мосты восстановлены, и колея перешита, и к переднему краю спешат составы. От Сталинграда до прусской границы, от Ладоги до Румынии. Я хочу сказать мужественным железнодорожникам: вы везете победу».

История железнодорожного строительства не знала подобных примеров. Это был массовый подвиг железнодорожников. Недаром историки подчеркивают неимоверный труд, ежедневный подвиг тружеников железнодорожного транспорта и военных железнодорожников, их неоценимый вклад в годы Великой Отечественной войны: «Их умом, знаниями, высокой дисциплиной и профессионализмом ковалась Победа на всех фронтах — от Сталинградской и Курской битв до Берлинской операции».

По данным военной литературы «Железнодорожные войска России» поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров, за годы войны путейцами было перевезено двадцать миллионов вагонов со снарядами, боевой техникой, воинами и продовольствием. Если выстроить эти эшелоны и связать по цепочке, то можно всю Землю четыре раза обернуть по экватору».

Все дальше уходят в историю события войн, но подвиг дедов не забыт.

Демобилизован Василий Николаевич на основании указа президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года. Однако, после окончания Великой Отечественной прадед направлен на Дальний Восток восстанавливать пути и мосты на реке Зея. Домой вернулся в ноябре 1946-ого.

Было очень тяжело. Как рассказывал прадед своим детям, справляться с тяготами и лишениями военных лет помогала любовь к семье, вера в победу и дружба с Николаем Федоровичем Логиновым. Помогали друг другу выжить, поддерживали друг друга не только в ходе войны, но и на протяжении всей жизни. После войны дружили семьями.

Подвиги героев не остаются незамеченными.

30 июля 1942 года Василий Николаевич Шуплецов награжден знаком почетного железнодорожника за образцовое выполнение заданий по восстановлению мостов и проявленные при этом мужество и доблесть.

Указом президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года за участие в героической обороне Москвы награжден медалью «За оборону Москвы».

1 октября 1944 года награжден орденом Красной Звезды.

13 ноября 1944 года награжден медалью «За боевые заслуги».

Указом президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года за участие в героическом штурме и освобождении Варшавы награжден медалью «За освобождение Варшавы».

Указом президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года награжден медалью за «Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

По крупицам собирая информацию о героях военного времени, на сайте «Подвиг народа» можно найти документ политотдела желдорвойск 2-ого Белорусского фронта, в котором «Народный комиссар Генерал Директор Путей Сообщения Л. Каганович объявил Шуплецову Василию Николаевичу благодарность за успешную работу в сентябре по выполнению задания НКПС и командования фронта по восстановлению железнодорожных участков Белостокской железной дороги на территории Польши».

В руках прадедушки любое дело спорилось, в 1950 году построил новый дом, вел подсобное хозяйство, в котором были корова, поросенок, овцы, куры, занимался пчеловодством, любил охоту и рыбалку, ловко заготавливал лыко и мастерски плел лапти.

Василий Николаевич был невероятно добрым и честным человеком, примерным и добросовестным работником, коммунистом. Трудился машинистом паровоза, затем мастером Депо Черная Холуница, начальником Депо.

Неоднократно награждался почетными грамотами за высокие производственные показатели в социалистических соревнованиях в честь Всесоюзного праздника Дня Железнодорожников. Первого мая 1951 года занесен в книгу Почета Чернохолуницкого металлургического завода.

Его жизнь оборвалась 22 июля 1981 года, но в памяти родных и близких людей, в истории своей страны он живет и будет жить всегда.

Комментарии (0)
Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Читайте также

ОбществоНаша сила – в единстве
Наша сила – в единстве

Состоялась XXVII отчетно-выборная конференция Омутнинского районного местного отделения партии «Единая Россия». В ней приняли участие член Президиума регионального отделения партии, председатель Совета директоров АО «ОМЗ» А.Д. Волосков, глава района А.В. Малков, секретарь местного отделения партии, глава Омутнинска И.В. Шаталов, активисты муниципального образования.

ОбществоВ Кировской области социальную поддержку будут получать все многодетные семьи
В Кировской области социальную поддержку будут получать все многодетные семьи

В ходе оглашения ежегодного послания депутатам Заксобрания губернатор Кировской области Александр Соколов рассказал об изменении подхода к социальной поддержке многодетных семей региона.

ОбществоСкоро состоится открытие спортзала
Скоро состоится открытие спортзала

По решению генерального директора АО «ОМЗ» С.А. Волоскова выделено порядка одного миллиона рублей на ремонт спортивного зала в Восточном, расположенного по адресу: ул. Азина, 6. Об этом рассказал глава поселения Владимир Корепанов.

Последние комментарии

    Объявления сегодня

    Продам,Продам комплект (4 шт) зимних шипованных авто шин HAKKAPELIITTA 9 SUV 265/60/R18. Шины использовались в двух зимних сезонах. В хорошем состоянии, без проколов и каких-либо ремонтов. Справки по тлф: 9127166007.

    Другое,отдам в добрые руки собаку таксу

    Сниму,Сниму квартиру с благоустройством на длительный срок. Андрей 89128266109

    Куплю,Куплю холодильник б/у

    Продам,Продаю в пгт Светлополянск нежилое помещение - магазин в центре поселка недорого.

    Продам,Продаю в ргт Светлополянск магазин в центре поселка недорого

    Продам,Продам гараж в центре города, за магазином АВТОМИР , 30м2, кирпичный, пол- бетон, крыша- плиты ж/б, кессон в рабочем состоянии, круглый год подъезд , цена 260 тыс руб , торг

    Авторизация

    забыли пароль