Понимали, что нужно выстоять любой ценой
«Помогая Красной Армии громить гитлеровских извергов, коллектив рабочих и служащих депо узкой колеи и конного двора Омутнинского заводана своем собрании решил: ежемесячно отчислять однодневный заработок в фонд обороны…»
(Газета «Голос рабочего» от 15 августа 1941 года.)
22 июня 1941 года началась мобилизация автотранспорта Омутнинским райвоенкоматом трех районов (Омутнинского, Афанасьевского, Бисеровского). Все машины прибывали в военкомат (напротив современного медколледжа), и на берегу пруда был организован приемный пункт, на котором активно работали Голубев П.И., Исупов М.А. и др. Необходимый ремонт автомобилей, исправление кузовов, полная окраска в темно-зеленый цвет проводились на заводе. На каждую машину назначался шофер из мобилизованных, автомобили грузились в эшелоны на заводской площадке и отправлялись в армию. За четверо суток были отправлены три эшелона. Работа была выполнена в срок. Ответственность за это была возложена на директора завода Алейнова А.Л.
«20 девушек Омутнинского завода решили получить профессию шофера. Они хотят своим честным трудом крепить тыл, помогать уничтожать врага».
(Газета «Голос рабочего» №171 июль 1941 г.)
К началу войны автопарк завода насчитывал одиннадцать автомашин (ЗИС, ГАЗ, АМО, ЯГ), восемь тракторов и четыре мотовоза, но до войны более надежным средством передвижения считалась лошадь. Конный двор находился за конторой завода (на месте нынешней бытовки мартена). Он состоял из 42 лошадей, 31 телеги, 31 саней, трех тарантасов, четырех кошелок, одной пролетки. К 1943 году там работали 23 человека. В основном лошадь использовали для перевозки чего-то внутри завода. Грузы перевозились как на телегах, так и на вагонетках.
Помимо этого, в самом начале войны в городе формировался конный обоз для Красной Армии. Возницы с прикрепленными за ними лошадьми жили «на постое» у горожан. Они являлись ответственными за сохранность всего конного имущества и за животное. Каждый день проходили тренировочные учения. Затем этот обоз отправили на передовую линию фронта, где в самом начале войны лошадь была незаменима для перевозки оружия.
Лес – для бесперебойной работы завода
В ведении транспортного отдела находились внутризаводские железнодорожные пути, узкоколейка протяженностью 57 км (от Потеринского участка до Черной Холуницы) и широкая колея протяженностью 132 км (до Верхнекамского района). Паровозное хозяйство завода состояло из семи паровозов узкой колеи и двух паровозов – широкой, а также множества вагонов и платформ. В годы войны всю железнодорожную сеть завода использовали для перевозки леса, который был нужен для бесперебойной работы всего предприятия.
«…За смену потреблялось дров:
газогенератор №2 – 350 куб. м,
газогенератор №3 – 250 куб. м,
электростанция – 200 куб. м,
стан «500» – 150 куб. м,
стан «450» – 50 куб. м,
стан «280» №1 – 50 куб. м,
газогенератор №1 – 60 куб. м,
ЛПЦ – 150 куб. м,
паровые котлы – 70 куб. м,
цеха огнеупорный и металлоизделий – 30 куб. м.
Всего – 1 360 куб. м.
«За сутки завод расходовал шестьдесят вагонов леса. Я ездил по широкой колее на заводские лесоучастки. Там загружали четырех-шести метровые дрова, а потом в дровотопливном их распиливали электрическими дисковыми пилами. И молодые девушки кололи их на колунах. Дрова не успевали сохнуть, а сразу уходили по цехам» (из рассказа Запольских Александра Афанасьевича – работал в дровотопливном цехе проводником леса с 1943 года).
«С 1941 года кочегаром паровоза работает Калиста Васильевна Гордеева. Она всегда в исправности сдает паровоз, тщательно его смазывает, содержит в чистоте. В сентябре Калиста Васильевна выполнила план больше, чем на 209 процентов. Теперь она борется за две с половиной нормы».
(Газета «Голос рабочего» за 30 октября 1941 г.)
В трудное военное время была расширена на заводе железнодорожная сеть, и к 1945 году пущено в эксплуатацию паровозно-вагонное депо.
Бригады состояли из женщин
На пароходе «Работник» по омутнинскому пруду на барках с заводского лесоучастка Березовка к пирсу (размещался между редакцией газеты «Наша жизнь» и старой электробудкой) подгонялся уже распиленный лес, а затем на вагонетках отправлялся на территорию предприятия. Помимо этого с заводских же лесоучастков лес доставлялся по широкой и узкой колее, а часть дров на завод поступала со специализированных лесозаготовительных предприятий. В 1943 году на заводе построена новая лесопилка.
На лесозаготовках работали бригады из заводских цехов, но в основном специальные бригады, которые состояли из молодых женщин. «…Жили мы прямо на лесоучастке, в бараках по шестьдесят человек. Нам давали мастера, который объяснял, как валить елки, а некоторые бригады были без мастеров. Дадут ручную пилу, а мы молодые, неопытные, и не знаешь, как к этой елке подступиться. А когда она падает, все разбегаются кто куда. Нередко людей придавливало деревом. Задание на день – 10 кубометров. Распиливали на двух- или однометровые дрова. Было очень тяжело и голодно, особенно зимой: морозы – 40-45 градусов, а работали в лаптях…» (из рассказов Лысковой Нины Матвеевны и Устиновой Нины Александровны).
В 1943 году, после разгрома фашистов под Сталинградом, наше предприятие отправило две тысячи кубометров строительного леса на завод «Красный Октябрь».
Тогда люди понимали, что нужно выстоять здесь и сейчас, необходимо удержаться, что отдыхать они будут потом, после войны. А пока были сплошные трудовые будни и вера в мирную жизнь.
- +1
- -0
Вам в помощь
Последние комментарии
Объявления сегодня
Продам,Продам комплект (4 шт) зимних шипованных авто шин HAKKAPELIITTA 9 SUV 265/60/R18. Шины использовались в двух зимних сезонах. В хорошем состоянии, без проколов и каких-либо ремонтов. Справки по тлф: 9127166007.
Другое,отдам в добрые руки собаку таксу
Сниму,Сниму квартиру с благоустройством на длительный срок. Андрей 89128266109
Куплю,Куплю холодильник б/у
Продам,Продаю в пгт Светлополянск нежилое помещение - магазин в центре поселка недорого.
Продам,Продаю в ргт Светлополянск магазин в центре поселка недорого
Продам,Продам гараж в центре города, за магазином АВТОМИР , 30м2, кирпичный, пол- бетон, крыша- плиты ж/б, кессон в рабочем состоянии, круглый год подъезд , цена 260 тыс руб , торг
Читайте также
Состоялась XXVII отчетно-выборная конференция Омутнинского районного местного отделения партии «Единая Россия». В ней приняли участие член Президиума регионального отделения партии, председатель Совета директоров АО «ОМЗ» А.Д. Волосков, глава района А.В. Малков, секретарь местного отделения партии, глава Омутнинска И.В. Шаталов, активисты муниципального образования.
В ходе оглашения ежегодного послания депутатам Заксобрания губернатор Кировской области Александр Соколов рассказал об изменении подхода к социальной поддержке многодетных семей региона.
По решению генерального директора АО «ОМЗ» С.А. Волоскова выделено порядка одного миллиона рублей на ремонт спортивного зала в Восточном, расположенного по адресу: ул. Азина, 6. Об этом рассказал глава поселения Владимир Корепанов.