От монастырских владений к Омутнинскому району
К 90-летию Омутнинского района
В 1929 году в соответствии с общесоюзной реформой районирования образованный в 1921-м Омутнинский уезд был расформирован на три района – Омутнинский, Кайский и Зюздинский.
Климковка отошла во вновь образованный Белохолуницкий район. Омутнинский район 1929 года в основном находился в нынешних границах, но до 1965-го в него входили Кирс, верховские деревни (ныне – Кочкино, Пещера), село Екатерина и территория, где теперь стоит Светлополянск. Омутнинский район в границах 1929-1965 гг. едва ли не один в один совпадал с вотчинными владениями возникшего в 1582 году Екатерининского Преображенского (Верховятского) монастыря. С той поры много воды утекло, и история территориальных размежеваний в верховьях Вятки может представлять интерес в плане изучения истории нашего региона.
Монастырь был основан в Слободском уезде близ современного Кирса в 1582 году. Первым его строителем считается иеромонах Павел, а продолжателем – старец Гурий (1614 г.) Он имел двойное название: «Екатерининский» и «Преображенский». Первое происходит от церквушки-обыденки, построенной еще Трифоном Вятским, второе – от храма Преображения Господня, воздвигнутого при основании монастыря. Имелся еще и третий храм – в честь вологодского чудотворца Дмитрия Прилуцкого. По географическому положению монастырь называли также «Верховятским».
Царские пожалования монастырю были значительны. Царь Федор Иванович передал монахам «пустые» места, как в прилегающем районе, так и вверх по Вятке до устья реки Белой, а Борис Годунов в 1599 году – земли в районе речек Кирсы, Чудовой, озера Высокого и т.д. В 1614 году царь Михаил Федорович продлил монастырские владения далеко на юг: по Вятке – «по обе стороны» и по речкам Белой и Омутной. В 1693 году в составе владений монастыря в грамоте была оговорена и Бисерская речка (Б. Бисера) «с падучими речками и озерками».
На наш взгляд, земли, переданные правительст-вом Екатерининскому монастырю, уже изначально вовсе не были совершенно пустующими, а в качестве «отхожих земель» находились в промысловом пользовании жителей северной Волосницкой волости (Кайгородский уезд). Если же обратить внимание на то, что получали монахи с каждым новым пожалованием, то из грамоты в грамоту повторяются «бобровые гоны», «рыбные ловли», «лесные угодьи», «сенные покосы», «в диких местах пашенные места», «речки горкия» (соляные источники), «железная руда».
Монастырское подворье находилось в правобережье у перевоза через Вятку. Река текла под самым монастырем, образуя излучину. Судя по всему, при монастыре в кельях обитали не более семи-восьми монахов. Самая ранняя перепись крестьянского населения при монастыре относится к 1615 году. Тогда при Екатерининском монастыре было всего 12 крестьянских дворов в пяти починках. Два из них находились на речке Туюсе (Туеска – близ Кирса): на Верхнем стоял «дворец (дворик) скотей», а земли обрабатывали сами монахи, на Нижнем жил с семьей Максимко Лузенин. Выше монастыря «над Вяткою за (озером) Холуем» (где-то около Кирса) «на добрых землях» находился довольно многолюдный починок. В нем, в восьми (!) дворах, обитали семьи Ивашки и Лунки Ортемьевых, Онички, Степанки и Васьки Осколковых, Омелки Микитина, Гришки и Климушки Новоприходцев. В четвертом починке «на Слутке над рекою над Вяткою напротив Колтовского (Колтомского) озера» жили с семьями Ивашко Емельянов и Степанко Онтонов. По Вятке же стоял починок с дворами Павлика Анфимова и Карпика Падерова. Вышеперечисленных можно считать первыми жителями будущего Омутнинского района.
В условиях русской колонизации Сибири и одновременно Кунгурского и Хлыновского уездов крестьяне еще не были прикреплены к своей земле. Многие при случае уходили на новые места жительства, оставляя свое «тягло» вновь прибывшим. Поэтому фамильный состав жителей менялся. Тем не менее, к середине XVII века вырисовывается стабильный костяк верховятских фамилий. Это – Волосковы (быв. Волоковы), Гиревы, Горевы (быв. Горины), Колеговы (быв. Котеговы), Кочкины, Лузянины, Осколковы, Подковырины, Тотмины (в буд. Тотменины), Сюткины, Шумайловы и некоторые другие. К 1678-му к ним добавились Гостюхины, Курдюковы, Лалетины, Силкины, Смеховы, Тяжельниковы, Чуркины (Чураковы), Цылевы, Ячменниковы и др. В 1646 году переписчики зафиксировали при монастыре 47 дворов и «людей в них (т.е. лиц мужского пола) 165 человек». В 1678 году в 48 дворах записаны уже 218 человек.
Между переписями 1646 и 1678 годов строитель монастыря иеромонах Дмитрий по причине «хлебной недороды» переселил основную массу монастырских крестьян на территорию, которая в последствии стала известна как Верховская волость, или Верховье. С того времени начинают закрепляться наименования известных в будущем деревень – Чуршинская, Прислонская, Старое Раменье, На Слутке и др. Что касается самой большой – Верховской, то впоследствии она более известна как деревня Яровская с прилегающими починками. Так основное крестьянское сообщество расселилось в 15-20 верстах от монастырского подворья вверх по Вятке. В непосредственной близости от монастыря крестьяне продолжали жить в Заоградной Слободке, на починке Дедовском и в других местах.
На приведенной карте кружками выделены только два обжитых «островка»: близ монастыря и в Верховье. Получается, что южные монастырские владения долгое время оставались совершенно неосвоенными. Так ли это?
В южных владениях монастырь граничил с Каринской волостью. К началу XVIII века Каринская волость состояла из шести «долей» – податных округов. Удмурты входили в Чепецкую Нижнюю, Чепецкую Верхнюю и Верхочепецкую Пятую доли, которые соответствуют современным северным районам Удмуртской республики. Вместе с удмуртами проживали татары и бесермяне, которых переписчики объединили в Татарскую и Бесермянскую доли. И те и другие имели свои центры. У татар это деревни Большой Погост (Девятьярово), Нижний Погост (Карино) и Иляковская (Ильясово). У бесермян – тот же Нижний Погост и отдельные деревни Юкаменского района Удмуртской республики. В свою очередь и удмурты, жившие разбросанными общинами на территориях современных Слободского, Зуевского, Фаленского и Богородского районов, были объединены переписчиками в Каринскую Отяцкую доль.
Имеющаяся документальная база не позволяет дать ответ о селениях каринских инородцев в южных владениях монастыря. Если же исходить из косвенных данных, то их там просто не могло не быть! Несколько лет назад на реке Залазна в районе Кестыма обрушился высокий берег, обнажив три странных сооружения на обрыве. Тогда при осмотре мы посчитали их какими-то остатками Нижне-Залазнинского завода. Теперь по этому поводу возникают сомнения. Ведь «кестым» в переводе с татарского означает селение.
Андрей Гунбин, краевед
- +1
- -0
Вам в помощь
Последние комментарии
Объявления сегодня
Продам,Продам комплект (4 шт) зимних шипованных авто шин HAKKAPELIITTA 9 SUV 265/60/R18. Шины использовались в двух зимних сезонах. В хорошем состоянии, без проколов и каких-либо ремонтов. Справки по тлф: 9127166007.
Другое,отдам в добрые руки собаку таксу
Сниму,Сниму квартиру с благоустройством на длительный срок. Андрей 89128266109
Куплю,Куплю холодильник б/у
Продам,Продаю в пгт Светлополянск нежилое помещение - магазин в центре поселка недорого.
Продам,Продаю в ргт Светлополянск магазин в центре поселка недорого
Продам,Продам гараж в центре города, за магазином АВТОМИР , 30м2, кирпичный, пол- бетон, крыша- плиты ж/б, кессон в рабочем состоянии, круглый год подъезд , цена 260 тыс руб , торг
Интересные очерки по истории своего края. Спасибо людям которые занимаются историей края.
Читайте также
В Областном доме народного творчества в Кирове прошла творческая лаборатория для руководителей театральных коллективов. Режиссер Дворца культуры "Металлург" Елена Чадаева посетила мероприятие.