- Чтобы определить уровень зависимости от интернета, совсем не обязательно отслеживать все посещаемые ребенком страницы. Достаточно обратить внимание на несколько тревожных моментов, присущих интернет-зависимым детям и взрослым:
- отсутствие интереса к общению со сверстниками в реальной жизни;
- полное равнодушие к родным, близким и друзьям, их реальным проблемам;
- состояние эйфории от пребывания в сети;
- низкая успеваемость в школе, ухудшение памяти и внимания;
- многочасовое просиживание в интернете;
- попытки несколько раз в день проверять свою электронную почту, личные сообщения;
- вспышка гнева, неадекватная реакция на требование отложить технику;
- перемещение от одного девайса к другому, при этом человек не расстается с компьютером и телефоном, постоянно думает о них и порой бесцельно держит в руках;
- отказ от пищи и сна, изменение привычного распорядка дня ради пребывания в интернете.
Помимо игровой, существует еще две формы интернет-зависимости: виртуальное общение и веб-серфинг.
- Как выглядит игровая зависимость?
- Разнообразие игр на гаджете влияет на психоэмоциональное состояние. Если это онлайн-игра, ребенок буквально не может от нее оторваться, так как действия происходят в режиме реального времени и сию минуту он погружен в волшебный мир. Связь с реальностью потеряна, время для человека летит не заметно, но страшнее всего то, что его не волнует происходящее вокруг. Эмоциональное возбуждение, острые переживания проигрыша, раздражительность и агрессия на отвлекающих его людей…
- В чем коварство виртуального общения?
- В простоте. На первый взгляд переписка с друзьями – безобидное занятие, но есть и обратная сторона медали. Именно простота общения в виртуальном мире, легкость доступа к социальным сетям и форумам позволяют найти новых приятелей. Онлайн-общение постепенно становится единственной нормой для ребенка. Он меньше интересуется жизнью, увлечениями, успехами и достижениями близких друзей и одноклассников, добавляя «в друзья» сотни малознакомых людей в погоне за «лайками» и подписчиками. Зачастую в личных сообщениях отсутствуют знаки препинания, зато сокращений, жаргонизмов и молодежного сленга – хоть отбавляй! Все это, так или иначе, сказывается на грамотности детей.
- А что собой представляет «веб-серфинг»?
- Переход от одного устройства к другому, бесцельные и хаотичные переходы с одного сайта на другой, неосознанное стремление заполнить каждую секунду нахождением на разных сайтах интернета.
- Как распознать интернет-зависимость?
- Тщательно проанализировать поведение человека.
Он проводит за компьютером больше времени, чем уделяет живому общению с людьми? Вокруг него почти не осталось близких (членов семьи, друзей, просто случайных знакомых), потому что он постоянно «пропадает» в сети? Он не можете удержать себя в руках и усилием воли запретить себе заходить в интернет? Он сидит перед монитором до поздней ночи, хотя сам себе обещал через полчаса взяться за домашнюю работу? Он лжет о времени, проводимом за компьютером, и каждый раз приукрашивает правду, называя меньшее число часов, проведенных в сети? Он не представляет себе жизни без гаджетов и не сможет обойтись без них продолжительный период времени? Он не справляется с поставленными задачами без использования интернета?
Если хотя бы на один из этих вопросов ответ утвердительный – это зависимость, пора обратиться к специалисту за помощью!
- Как лечится интернет-зависимость?
Категорически нельзя
- Нельзя резко ограничивать пребывание за компьютером, отключать интернет, ломать любимую игрушку – это может вызвать сильнейший срыв.
- Нельзя ругать, наказывать подростка, грозить лишением карманных средств – это спровоцирует вспышки агрессии, конфликт, уход из дома.
- Нельзя выдвигать ультимативные предложения: «Или мы, или твой компьютер». Это только подогреет интерес подростка пойти наперекор взрослым и, вероятнее всего, он сделает выбор в пользу последнего.
Родители
Работу по профилактике этой «затягивающей» мании следует начинать, прежде всего, с родителей. Чем больше времени ребенок проводит, общаясь с семьей, тем меньше у него соблазна сесть за компьютер. Не стоит забывать о детях, они требуют внимания, заботы, участия в их жизни. Поддерживайте равновесие между общением в интернете и общением в семье.
Игры
Если дети интересуются только онлайн-развлечениями, стоит предложить им альтернативу – автономный аналог одной из их любимых игр. Рассказать о настольных и дворовых играх, научить играть во что-то новое.
Секретные правила
Интернет - неотъемлемая и важная часть жизни, как взрослых, так и детей, но нужны ограничения.
Придумайте секретные правила, которые будут действовать только для вашей семьи, сочините их названия, к примеру: «Внутрисемейные правила использования интернета». Обсудите и пропишите разрешенное для каждого количество времени, затраченное на сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение ресурсов сомнительного содержания и имеющих возрастной ценз.
Поощрение и досуг
Следует поощрять детей за общение с другими ребятами на улице, принимать участие в организации его досуга. Если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, предложить ему посещать кружки и секции. На внеурочных занятиях, в объединениях по интересам детям проще найти общий язык, ведь у них общее увлечение.
Ненавязчивый контроль
Следите за сайтами, которые посещает ребенок в интернете. Специальные программы, ограничивающие доступ к Сети, сообразительный малыш может отключить. Поэтому лучше всего развивать в ребенке чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину, честность.
Личный пример
Также мама и папа должны подавать личный пример: не просиживать день и ночь напролет за компьютером или телевизором. Организуйте совместный досуг: чтение, спорт, прогулку, поход, общее занятие. Лишь в этом случае ребенок вырастет полноценной личностью без физических или психических отклонений, порожденных опасностями нового времени.
ОПРОС
Илья Катаев, 12 лет:
- В моем окружении есть несколько сверстников, которые предпочитают онлайн-общение живому. В такие моменты я просто жду, когда человеку надоест просиживать в сети, и он переключится на диалог. Что касается меня, в интернете читаю новости и анонсы новых музыкальных альбомов, скачиваю фильмы. Соцсетям предпочитаю чтение, в том числе электронных книг.
Михаил Татьянкин, 15 лет:
- Трудно сказать, зависим ли кто-то от интернета. Привычки человека – в его руках. Лично я с компьютера захожу в электронный журнал, готовлюсь к экзаменам на сайтах ОГЭ, слушаю музыку, общаюсь с друзьями. Это отнимает не более трех часов в день. Мои друзья также негативно относятся к прозябанию в сети, лучше общаться в реальной жизни лицом к лицу. Бич зависимости у детей, конечно, игры. Например, футбол на телефоне очень затягивает! Мама иногда ругается: «Оставь в покое телефон и садись за уроки!» и правильно делает.
Виталик Криулин, 18 лет:
- Угрожает ли мне интернет-зависимость? Мне кажется, она идет за мной по пятам. За компьютером приходится проводить добрую половину дня после занятий в университете: учеба, учеба и…игры. Жаль, на встречи с друзьями времени почти не остается, живого общения ничто не заменит.
Ольга Малкиева, 28 лет:
- В интернете провожу пару часов в день, преимущественно для решения рабочих вопросов, общения и просмотра развлекательного контента.
«Продержаться» без гаджетов смогу максимум сутки, будет трудно без полезных приложений: календаря, ежедневника, будильника и т.д. Стала замечать, что в свободное время беру телефон и листаю ленту Инстаграмма, нужно взять себя в руки и ограничить время пребывания в соцсети. Лучше, конечно, живое общение, но звонки и сообщения через мессенджеры – вынужденная необходимость, чтобы увидеть и услышать родных людей, которые далеко.
Татьяна Смехова, 64 года:
- Интернет-грамотность в наше время – необходимая вещь! Посредством интернета я могу оплатить счета, воспользоваться государственными услугами, отправить виртуальный подарок и открытку с добрыми пожеланиями тем, кто мне дорог, найти новый рецепт, сопоставить его со своим и методом пробы выявить лучший способ приготовления блюда. Наиболее значимым приложением для меня является Скайп, благодаря которому я общаюсь с родственниками из Екатеринбурга, Кирова, Самары, Воркуты, с подругой из Нижневартовска. В «Одноклассниках» здорово встречать школьных друзей, живущих теперь в разных городах нашей необъятной Родины. Не нравится мне в сети обилие рекламы, спама, лишней и неправдивой информации. Спокойно обхожусь без интернета продолжительное время, совсем к нему не тянет, могу заменить его на просмотр теленовостей и чтение газет.
ТЕСТ
Педагог-психолог Вероника Киреева предлагает желающим пройти краткий тест и определить степень зависимости от интернета.
- Думаете ли вы о предыдущих онлайн-сеансах и предвкушаете ли последующие?
- Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
- Были ли у вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование интернета?
- Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование интернетом?
- Вы находитесь онлайн больше, чем планировали?
- Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за интернета?
- Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
- Используете ли вы интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?
Результат: если вы дали пять или более положительных ответов на эти вопросы, у вас самая модная «болезнь начала XXI века» - интернет-зависимость!